ЛИФТ в юношеской библиотеке
09-02-2022
В пятницу "Люди в Лифте" добрались, наконец, до НОЮБ: местные поэты и драматурги Кристина Кармалита и Дмитрий Рябов привели с собой московских писателей Юрия Лунина и Андрея Тимофеева. "Люди в Лифте" – это проект творческой студии "Лифт" (Новосибирского отделения Совета молодых литераторов СПР), в рамках которого в Новосибирском союзе писателей проходят встречи с российскими авторами. Дважды главным героем проекта был Дмитрий Мурзин из Кемерова, совсем недавно в гостях у Лифта был новосибирец Виталий Красный. Ну а пятничная встреча москвичей с новосибирскими читателями стала заключительной в целом турне по Новосибирской области – за 3 дня чётвёрка литераторов Рябов-Кармалита-Лунин-Тимофеев посетила Маслянино, Черепаново, Искитим, Линёво, Бердск и, собственно, Новосибирск.
Основными площадками для общения в путешествии выступили различные колледжи и техникумы, где слушателями стали студенты этих учебных заведений. В Новосибирской областной юношеской библиотеке увидеть, послушать и пообщаться с литераторами пришли люди разные: другие авторы (например, Анна Зорина, Павел Куравский, Мария Костина и некоторые участники "Лифта"), молодые журналисты из фонда "Сибирский писатель", преподаватель литературы, а также несколько других посетителей. То есть люди собрались заинтересованные. Это отметили и Андрей Тимофеев, и Юрий Лунин. Сначала они делились с публикой своими рассказами и чужими стихами. Чужими – потому что Андрей представлял ещё и журнал "Наш современник", в котором трудится редактором отдела критики. Так, публика услышала стихи Елены Жамбаловой, Надежды Князевой, Дарьи Ильговой. После этого Андрей Тимофеев прочёл свой рассказ "Последняя страница", а затем передал слово Юрию Лунину.
Юрий начал с того же, что и Андрей – поделился впечатлениями о предыдущих встречах, прошедших в Новосибирской области, даже сравнил их с погружением из "матрицы" в реальность, причём Кармалита и Рябов в его интерпретации превратились в Тринити и Морфеуса. Затем он прочитал публике свой рассказ "Гады", после чего началась сессия вопросов и ответов. Первый же вопрос озадачил московских гостей, поскольку был обращён совсем не к ним: из зала спросили Кристину Кармалиту о литературном пространстве Новосибирска. Следующие вопросы были уже адресованы всем троим: Лунину, Тимофееву и Кармалите (Дмитрий Рябов выступал скорее как ведущий вечера). Спрашивали, например, о том, как влияет на творчество основная работа. По признанию Андрея Тимофеева его попытка воплотить опыт работы с налоговыми декларациями в текст (кем только не работают современные писатели!) вышла неудачной – написанное "ушло в стол". Юрий Лунин сменил много профессий. Причём делал это осознанно: "Я знал, что многие замечательные писатели меняли множество профессий. И думал, что меняя множество профессий, стану замечательным писателем. <…> В моём случае работа только помогает прозе. Новый опыт делает жизнь более интересной, даёт что-то новое".
Когда микрофон таки дошёл до Кристины Кармалиты, то сначала она рассказала о работе "Лифта", а после – читала свои стихи, отчасти – по заявкам своих коллег по перу – Тимофеева и Лунина.
Особенно столичные гости хотели послушать стихотворение "Москва":
Подобие весны московских улиц
Налипло грязью вымокших ботинок.
О, этот горький вечный поединок:
Природа человеку кажет дули,
Пока он утверждает господина.
Москва, Москва, оставь меня, оставь.
Я здесь случайный неуютный житель –
Подержанный пустой огнетушитель.
Москва – огромный огненный состав.
Дрезину мне! И больше не держите.
Нет места человеку на Земле.
Тем более, в Москве ему нет места.
Он бегает по лужам, месит тесто,
Но чем быстрей, тем взгляд его дохлей,
И говор злей, и хочется протеста…
Бунтует человек среди Москвы.
Ах, как я понимаю эти волны!
Их дикий шум – неистовый, разбойный,
Масштабы операций восковых
И ведра новогоднего попкорна…
В Сибирь, в Сибирь! Скорей и навсегда.
Пока душа еще надежна в теле,
Пока я помню ель и запах ели,
Пока стоят другие города,
Я – из Москвы. Уже на той неделе!
Продолжили вопросы и ответы. Преподавателю литературы, которая пришла на встречу, было интересно, соответствует ли действительности обывательское представление о том, что писатель, работая над произведением, включает в текст различные аллюзии, отсылки и прочие хитрые коды, или же всё это происходит спонтанно. Юрий Лунин предположил, что есть писатели, которые именно так и пишут, но он к таковым себя отнести не может. Андрей Тимофеев по его собственным словам "включил преподавателя" и практически провёл целую лекцию на эту тему, упомянув и Джойса, и XX-й век в целом, который как раз "заболел" интертекстуальностью. Андрей предостерёг начинающих авторов от этой своего рода игры, поскольку тогда они перестают "напрямую общаться с жизнью" и просто пытаются "как можно больше напихать в свой текст".
До конца вечера успели обсудить "проблему чистого листа" – когда не знаешь как начать или продолжить произведение, поговорили о том, что делать с написанным романом – куда нести, кому отправлять и т.д.
А ещё московские гости подарили библиотеке несколько книг: "Навстречу" Андрея Тимофеева, "Святой день" Юрия Лунина, выпуск "Нашего современника", а также два экземпляра рассказов молодого прозаика Алёны Белоусенко "Нити".
Посмотреть полную видеозапись встречи можно прямо здесь