1 Новосибирская Областная Юношеская Библиотека | Итоги Межрегиональной летней школы молодых библиотекарей «Современный подход к популяризации чтения среди молодежи»

2019-09-10

С 26 по 29 августа на территории Новосибирской области (Новосибирск, Ордынский район) прошла Межрегиональная летняя школа молодых библиотекарей «Современный подход к популяризации чтения среди молодежи». Новосибирская областная юношеская библиотека выступила в роли площадки-организатора.

В работе Школы приняли участие 36 молодых библиотекарей из Новосибирска, 27 районов и городов Новосибирской области, а также трех регионов России: Республики Хакасии, Свердловской области и города Омска. Основная программа Школы была распределена по нескольким дням и проходила на территории Ордынского района (база отдыха «Луневка»).

Официальное открытие прошло 26 октября в стенах Новосибирской областной юношеской библиотеки и сопровождалось книжной выставкой-презентацией «Дорога к читателю: идеи и практики». С приветственным словом к участникам выступила Т. Н. Терентьева, директор Новосибирской областной юношеской библиотеки.

"Чтобы увеличить число читателей, необходимо, чтобы сами библиотекари были людьми читающими. Невозможно насильственно привить любовь к чтению. О том, что и как читают библиотекари, мы поговорим на Школе в том числе (Прим. в контексте заглавной темы)", - отметила Татьяна Николаевна.




Я-БИБЛИОТЕКАРЬ — Я-ЧИТАТЕЛЬ

Программу открыли дискуссионные площадки. Первая — митап «Молодежь. Чтение. Книга?», где ведущие представители сферы культуры и образования размышляли о том, кто же он, современный читатель, какие книжные форматы предпочитает, какие площадки для продвижения литературного творчества подростков существуют, как выстраивать разговор с подростками о классических произведениях и, конечно же, как продвигать ненасильственное чтение?

В течение нескольких часов спикеры площадок последовательно отвечали на каждый из этих вопросов. Так Татьяна Николаевна подчеркнула, что приоритетная задача для библиотеки сегодня — увеличение аудитории, в частности, молодежи читающей. Технический прогресс позволил нам уйти от привычного печатного формата книг в сторону электронной, аудиовизуальной продукции. Тенденции последних лет — снижение интереса к чтению художественной литературы, приоритет зарубежной литературы на книжном рынке. Для соответствия запросам современного читателя необходим постоянный мониторинг читательских интересов, подготовка актуальных мероприятий.

Книжный обозреватель Евгения Шафферт в своем докладе «Подросток и чтение сегодня» подчеркнула необходимость продвижения ненасильственного чтения и соблюдения книжных интересов, предпочтений подростка. Решая проблему снижения интереса к чтению у такой аудитории, необходимо видеть за ней реальных людей, а не стереотипы. Иногда просто необходимо прочесть кучу ерунды на пути к по-настоящему хорошей книге. Выбор подростком низовой, а не высокой литературы следует уважать (подробнее читайте в книге Даниель Пеннак «Как роман»). Однако Евгения Александровна подчеркнула, что на фоне снижения интереса к чтению, в подростковой среде наблюдается повышение писательской активности. Этому способствуют и многочисленные конкурсы литературного и поэтического мастерства, литературной критики: Всероссийский видео-конкурс «Дети читают и пишут стихи», Всероссийский конкурс «Книгуру». Особый интерес вызывают книжные вызовы на ресурсе LiveLibe или книжные подкасты, например, «Зеленая лампа», «Terra Incognita. фэнтези от РОСМЭН». Данный процесс закономерен и подводит нас к мысли о необходимости увеличения числа площадок, где подростки могли бы обсуждать свои книжные пристрастия и делиться мнениями о прочитанном вне академической среды.

Подтверждение этому нашлось в выступлении Людмилы Георгиевны Тагильцевой, доцента кафедры русской литературы и теории литературы ИФМИП НГПУ. Людмила Георгиевна ежемесячно проводит в юношеской библиотеке литературные гостиные и читательские конференции, где вместе со студентами новосибирских колледжей и техникумов разбирает классические тексты. Многолетняя практика доказала, что лабиринты филологического анализа текста порой бесконечны. Попытка такого анализа среди обывателей приводит к нелитературным формам изучения текста. Неизменно участники переходят от разговора о собственно художественном тексте к личному опыту, лишь доказывая актуальность классики во все времена. Разговор о личном в контексте художественного текста актуален всегда. Был бы слушатель рядом.

Дискуссию о современном читателе-подростке поддержали и главный редактор газеты «Рост» Светлана Бронникова, директор книжного магазина «Перемен» Анна Яковлева. Вместе с ведущей встречи — Софьей Шуклиной в формате «Перекресток мнений» они обсудили личные книжные предпочтения, почему же сложился стереотип "дети не читают", тенденцию "донашивать книги за старшими", особенности книжного рынка. Стоит вновь подчеркнуть, что с появлением новых гаджетов, смена интереса читательской аудитории и отказ от бумажного формата книг — закономерный процесс, ровно как и отказ от чтения художественной литературы в пользу иных видов досуга (театр, кинематограф, изобразительное искусство, личные хобби). Журить за несоответствие стереотипам, сравнивать досуг молодежи сегодня и в середине прошлого века — занятие априори бессмысленное. Не лучше ли стараться популяризовать концепцию "чтение для удовольствия" (Г. Юзефович) и создавать комфортные дискуссионные площадки? Анна Яковлева также подчеркнула острую необходимость создавать такие пространства: "У нас нет культуры обсуждения, да и понимания, что такое обсуждение. В школе нас этому не учат. Есть лишь небольшие площадки с литературной критикой. Я, допустим, читаю всё в Telegram. Есть ВКонтакте и Instagram ( не мои площадки). Есть book-тьюберы с большой аудиторией. Их смотрит очень большое число людей. Аудитория размывается. Всё время кажется, что мало кто есть, на книжных ярмарках одни и те же люди, но просто оказывается, что все живут в каких-то маленьких гетто и не пересекаются".

Увы, в Новосибирске таких площадок для обсуждения (общественных) почти нет, а те, кто агрессивно насаждают подросткам чтение, сами читают редко. Изменение столь удручающей картины - приоритетная задача для нас всех (Прим. тех, кто непосредственно работает с книгой).

Разговор о портрете современно читателя нельзя вести без разговора о современном библиотекаре. Начать его следует с результатов анкетирования, представленных в блоке «Чтение библиотекаря в контексте библиотечной профессии», от главного библиотекаря молодежного аналитического бюро Галины Владимировны Покусаевой. Согласно им, библиотекарь сегодня работает в профессии менее трех лет, имеет высшее непрофильное образование, активно интересуется классической и современной отечественной литературой, предпочтений в выборе формата книги не имеет, редко интересуется профессиональной литературой, больше изучает инновационные, а не традиционные формы работы с книгой и методы привлечения читателей в библиотеку. Необходимым становится увеличение штата библиотекарей как читателей-профессионалов, специалистов смежных сфер, налаживание межведомственного сотрудничества. Невозможно работать с литературой (художественной или отраслевой), не зная основ, не ориентируясь в разнообразии книжного рынка или собственном фонде: "Профессиональное чтение становится невостребованным, когда снижаются требования к профессии. Однако с каждым годом они лишь растут. Отсюда и наша личная ответственность в постоянном повышении профессионального уровня", - отметила Галина Владимировна.

Собственно развитию в себе качеств профессионального работника был посвящен заключительный пункт мероприятий первого дня — программа профессионального сплочения «Мы – команда!» от Михаила Ивановича Костина, заместитель директора Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького. За несколько часов Михаил Иванович через задания на командообразование, самопрезентацию и дыхательные практики помогал участникам Школы осознать, что не бывает профессионального роста без личностного. "Инвестируйте все ресурсы в себя" — залог успеха и эффективного обучения, а Школа лучшее место для таких инвестиций.




КАК БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ В ПРОФЕССИИ

Второй день Школы "Навигаторы чтения" состоял из цикла лекций от специалистов библиотечной сферы, материалы которых, способны повысить профессиональную эффективность каждого из участников, устранить возможные погрешности в организации работы.

Программу открыла лекция-практикум от заведующей отделением технологий информационных ресурсов НОККиК Елены Васильевны Усовой, где она подробно рассказала о современных формах библиотечно-библиографической продукции (лэпбук, букбокс, библиобокс, каталоги, списки, пособия и т.д), о методике её создания. Важно понимать, что знание методики помогает избежать большого количества ошибок при подготовке продукции в любой сфере (не только библиотечной). Это становится особенно актуально для тех работников библиотек, кто не имеет профильного образования. К тому же стремительный рост читательских интересов задает тенденцию на постоянный поиск новых форм представления библиотечно-библиографической продукции.

"Пособия нуждаются в постоянном преобразовании и обновлении форм. За 5 лет облик читателя меняется до неузнаваемости. Использовать одну и ту же форму работы становится невозможно", - подчеркнула Елена Васильевна в конце выступления.

Следующая часть была посвящена тем формам партнерского взаимодействия, в которые может облечь свою деятельность библиотекарь. Так сотрудники отдела молодежных программ юношеской библиотеки провели лекцию «От Литературной карты Новосибирской области к живому общению писателя и читателя». Ведущий библиотекарь отдела Ольга Рахвалова рассказала о том, как зародился проект «Литературная карта», как устроена навигация на сайте.

"Проект родился из живого литературного процесса. В 2010 году проходила литературная конференция и представители местных литературных объединений решили, что в городе не хватает некого информационного центра. Того информационного поля, где каждый мог бы узнать, чем занимаются другие. Так из потребностей литературного сообщества и родилась Карта", - подчеркнула Ольга Юрьевна.

Карта содержит справочную информацию о всех литературных объединениях, писателях и поэтах города, области. Информация сайта постоянно дополняется конкурсными программами и анонсами мероприятий. Создатели ресурса постоянно участвуют в организации масштабных поэтических конкурсов, конференций и творческих встреч («Не спи, поэт!», конкурс «Сибирские горизонты», проект «Молодежные литературные курсы им. В.Я. Зазубрина»). В 2019 году на средства, полученные за победу в грантовом конкурсе социально значимых проектов «Парад идей-2019», была выпущена настольная игра «Литературное кольцо Сибири».

Подробнее о формах работы с литературным сообществом рассказала начальник отдела Синицына Татьяна Евгеньевна. Необходимым условием взаимовыгодного сотрудничества становится поиск творца, а не потребителя. Для создания совместного проекта необходимо, чтобы участники преследовали общие цели. Налаживание контактов как с писателями и поэтами, так и с литературными организациями является хорошим стартом для развития работы библиотекарей не только в городе, но и области. Следовательно, основными формами работы с писателями и поэтами могут быть творческие встречи, литературные игры, конференции, квесты и квизы, литературные школы, поэтические слэмы и поединки. Помните, что совместными усилиями библиотекаря и литератора можно проложить немало дорог на пути к привлечению читательского интереса.

Заключительный лекционный блок второго дня был посвящен тем вспомогательным навыкам и ресурсам, что значительно облегчат работу любого библиотечного сотрудника. О подходе к работе с большими объемами информации в формате библиотечного урока «Поиск информации: книга или Интернет?» рассказал ведущий библиограф юношеской библиотеки Михаил Королев. Умение работать с информационными источниками, проводить фактчекинг, систематизировать и анализировать большие объемы информации — обязательное требование к любому специалисту интеллектуальной сферы сегодня. На примере нескольких заданий (поиск авторов цитат, поиск несоответствий в материалах СМИ, использование нескольких источников для поиска информации) Михаил Сергеевич наглядно показал принцип зарождения фейковой информации, почему иногда книга полезнее Интернета и какая научно-популярная литература поможет "прокачать" навык поиска информации.

Наконец, заместитель директора юношеской библиотеки Смирнова Элеонора Владимировна провела экспресс-обзор ресурсов по поддержке и развитию чтения «Навигатор чтения в виртуальной реальности». Объемы продукции книжного рынка увеличиваются ежедневно, появляются новые имена в литературном сообществе. Библиотекари, особенно без профильного образования, порой испытывают трудности при работе с книжными новинками и комплектованием фонда. Именно тогда на помощь приходят профессиональные, обзорные ресурсы, проекты литературных критиков: Журнал «Библиотечное дело», ресурсы Российской библиотечной ассоциации, Национальная электронная библиотека, «Альпина Паблишер», ЛитРес, проект «Полка», «Читалкин», подкаст «Книжный базар» и др.

Ежегодно летняя школа проходит на территории районов Новосибирской области, следовательно, её участники могут обмениваться опытом не только с коллегами из Новосибирска, но и коллегами областных районов, например, библиотек Ордынского района в рамках запланированных экскурсий. За несколько часов участники Школы успели посетить Красноярскую сельскую библиотеку-филиал №6 МКУК «Ордынская ЦБС», Новопичуговскую сельскую библиотеку-филиал №13 МКУК «Ордынская ЦБС», узнав, как использовать библиотечных маскотов и проводить массовые мероприятия в масштабах области, как уместить фонд в 7000 документов на 64 кв. метрах и, конечно же, как выстраивать сотрудничество с крупными общественными площадками.

Программа второго дня завершилась творческой встречей «Одну свою жизнь живу…» с поэтом и журналистом Павлом Куравским, где он провел лекцию о забытых именах в отечественной литературе, признаках настоящей литературы, об изменениях читательских предпочтений и бесценной роли литературы в сохранении истории, так как ни школа, ни ВУЗ, ни книжный магазин, увы, не отвечают этой задаче.

"Настоящая литература хранит нашу историю, которую мы сами готов забывать и переписывать", - подчеркнул Павел Куравский.

Помочь сохранить историю и имена, помочь читателю и настоящей литературе встретиться — миссия библиотеки сегодня.


ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Программа третьего дня выстраивалась вокруг методов продвижения чтения и методики творческой работы с библиотечным фондом. Спикерами выступили сотрудники юношеской библиотеки. Рабочую программу открыл обзор «Продвижение: как превратить обычную библиотеку в библиотеку мечты» от специалиста отдела рекламно-информационной деятельности Анны Кривощековой, где она на конкретных примерах работы отечественных и зарубежных библиотек продемонстрировала способы PR-продвижения библиотеки, подробно рассказала о маркерах современной библиотеки, например, наличие фирменного стиля, организация комфортного библиотечного пространства, актуальные выставочные комплексы, разнообразная программа мероприятий, активная поддержка библиотекой волонтерских и благотворительных проектов.

Разговор о собственно библиотечных проектах юношеской библиотеки (массовых, благотворительных, инклюзивных, волонтерских) продолжили сотрудники отела отраслевой литературы. Начальник отдела Юлия Владиленовна Быкова провела мастер-класс «Проекты по привлечению к чтению научно-популярной литературы. Центр графической культуры в библиотеке». Специфика работы отдела позволяет продвигать фонд отраслевой литературы через реализацию совместных проектов со специалистами широкого профиля (научными журналистами, учеными, спортсменами, художниками, популяризаторами научпопа). Среди крупных мероприятий отдела 2019 года значатся: «Smart and Beauty» (встреча с ученым А.Н. Дециной), «Впереди планеты всей!» (праздник открытия периодической таблицы), «Почему глаза не растут на руках» (встреча с биологом О. Посух), «Вокруг света на книге» (цикл мероприятий по страноведению). В рамках ежегодного летнего читального зала отдел проводит благотворительные акции совместно с городским фондом «Защити животных». Кроме того, отдел курирует два важных направления работы. Во-первых, единственный за Уралом Центр графической культуры, где сосредоточен отдельный фонд комиксов, манги, манхвы, графических романов и новелл, зинов, пособий по изобразительному искусству и тематических энциклопедий. На базе Центра ежегодно проводятся конкурсы для начинающих художников, организуются комикс-фестивали, в 2019 году состоялись первые курсы для комиксистов. В работе Центра участвуют новосибирские художники, комиксисты, а также члены Союза художников. Во-вторых, важным направлением работы отдела является продвижение инклюзивных программ: «Шаг навстречу: мир равных возможностей», тренинг-общение с психологом для детей и подростков с особенностями развития «Открытые сердца».

О совместной работе со сторонними специалистами, продвижении научно-популярной литературы, а также грамотной самопрезентации рассказали библиотекарь отдела Лариса Владимировна Ракитянская, а также давний партнер и волонтер библиотеки Марк Ракитянский. Умение презентовать себя перед публикой, четко определять цели проведения мероприятий, умение подстраиваться под разные типы аудитории — необходимый набор для современного библиотекаря. Как данные умения используются в работе сотрудников отдела, стало ясно в ходе презентации крупных проектов: «Умное тело – атлетичный мозг», литературное знакомство «Мемы Тургенева» и др.

«Организуя мероприятие, необходимо четко понимать, ЧТО вы хотите, это первый этап. Второй этап — понять, ДЛЯ КОГО вы проводите мероприятие. Необходимо четко выделять целевую аудиторию и её интересы. Не пытайтесь объять необъятное. Угодить всем невозможно», - отметила Лариса Владимировна.

Далее наступила очередь авторских методик. Главный библиотекарь комплексного отдела художественной литературы Елена Павловна Ерастова представила мастер-класс творческой работы с книгой, проведя презентацию выставки «История любви, или Топ-2019», подробно рассказала о разработке и курировании проекта «Давай с тобой читать вместе», где проходят совместные литературные игры между детьми (учащиеся младшего звена) и их родителями, об итогах проведения массовых мероприятий отделом художественной литературы (Областной конкурс читающей молодёжи «BOOK-симпатия», литературная вечеринка «Тертулия, или Вечеринка интеллектуалов»). Во второй части мастер-класса прошло показательное мероприятие по книге «Облачный полк» Эдуарда Веркина. Интерактивные формы мероприятий и использование игровых элементов позволяют не только по-новому взглянуть на тексты классических произведений, но и популяризовать через них тексты современных авторов.

Однако современному библиотекарю приходится работать не только с отраслевой и художественной литературой, но и поэзией, а главное, с молодыми авторами и поэтическими клубами. О том, какие подводные камни здесь можно встретить, рассказала библиотекарь Центра поддержки культурных инициатив молодежи Василина Владимирцева. Центр не только помогает организовать поэтические вечера местных молодых авторов, но и проводит крупные поэтические конкурсы («Сверхновое чудо»). В рамках работы клуба «Первоснежник», проводятся частые встречи молодых авторов, где проходят совместные чтения работ именитых писателей (классики и современники) разной степени сложности, участники представляют на суд общественности свои поэтические работы, ищут новые формы поэтического высказывания.

Поиск поэтических тем или сам процесс словотворчества, как правило, тренируют с помощью литературных игр («Голос рассказчика», «Скажи иначе», «Генератор историй»). Василина Викторовна настаивает, что в работе с молодыми авторами (особенно новичками) важно соблюдать золотую середину: "Приходит новичок к нам и читает что-то из своего, но сразу становится видно влияние конкретных авторов. Бывает сложно найти баланс между критикой и полноценной оценкой". Тем не менее, в основе любого подобного взаимодействия должны лежать принципы взаимоуважения, взаимопонимания, взаимообогащения опытом.

Так завершились три дня работы Школы. Впереди участников ждала презентация как собственного опыта работы, так и родных библиотек.


ОТ СПЕЦИАЛИСТА К СПЕЦИАЛИСТУ: МНЕНИЯ. ИДЕИ. ОПЫТ.

Центральное событие четвертого дня — Ярмарка идей «Молодежь. Книга. Фантазия», ставшая традиционным форматом работы в программе летней школы. Каждый из участников подготовил выставочный стенд и презентовал лично разработанный проект, успешно реализованный и отработанный на местах. Ежегодно Ярмарка помогает коллегам из разных регионов России не только обмениваться опытом, но и обзаводиться полезными связями, выстраивать партнерские отношения.

По результатам общего голосования определились победители, получившие удостоверения установленного образца. Кроме того, благодаря работе учебного центра юношеской библиотеки «Территория профи», за активное участие в работе тренингов и практикумов были вручены благодарственные письма, а также сувениры от библиотеки-организатора. Поздравляем с победой:

I место - В. А. Скоромный (МКУК «Библиотека им. С.П. Мосияша») и Е. А. Киселева (МКУК «Централизованная библиотечная система Чистоозерного района»);

II место - Ю.М. Милюхина (МБУК МО город Саяногорск « Саяногорская централизованная библиотечная система»);

III место - Н. Н. Усольцева (МКУК Ордынского района НСО «Ордынская ЦБС» Верх-Чикская сельская библиотека - филиал № 4), Е. А. Муль (МКУК «Сузунская централизованная библиотечная система»), Е. В. Живорыкина (МКУ «Централизованная библиотечная система г. Оби»).

В программу официального закрытия Школы вошла и презентация итогов работы нескольких общественных организаций. Так начальник отдела координации и развития юношеской библиотеки, президент Гильдии молодых библиотекарей Елена Михайловна Агарина подвела итоги работы Гильдии в докладе «Молодые в библиотечном деле: достижения региона», рассказав о реализованных проектах, полученных грантах, статистике публикаций членов Гильдии в профессиональных СМИ и работе с филиалами в Новосибирской области. В свою очередь, коллеги из МКУК «Ордынская ЦБС» рассказали о профессиональных достижениях, особенностях организации работы в местном «Клубе молодых библиотекарей».

Школа завершилась флешмобом «10 лет вместе», посвященным 10-летнему юбилею Гильдии.




А ЧТО ЕЩЕ?

Каждый год юношеская библиотека вместе с командой соорганизаторов тщательно готовит площадки Школы, совмещая в программе не только образовательные элементы, но и методические, командоориентированные занятия, организует встречи с коллегами и представителями органов власти районов Новосибирской области. Полученный опыт поможет в дальнейшем дополнить или разнообразить профессиональную деятельность библиотекарей на местах.

Участники Школы 2019 года освоили методику проведения литературно-краеведческого квеста «КвестNSK» от сотрудников отдела молодежных программ юношеской библиотеки, где при помощи технических средств и социальных сетей необходимо было посетить исторические памятники Центрального района Новосибирска. В мастерской «Загадочные письмена» освоили методику использования игровых элементов при организации просветительских мероприятий, например, при изучении иностранных языков или при проведении ликбеза по языкознанию. В рамках проекта «Твой курс: IT для молодежи», ведущий программист юношеской библиотеки Александр Викторович Ломоносов продемонстрировал методику проведения массовых профориентационных игр в библиотеке (на примере использования настольной игры «Перекресток профессий»).

А для тех, кто решил потренировать не только мозг, но и тело был организован спортивный час для занятий велоспортом, волейболом, пешими прогулками по сосновому лесу, спортивными разминками. Современные библиотекари успевают повышать профессиональный уровень во всех областях!

Подробности в фотоотчете ниже

Напоминаем, что организаторами Школы в 2019 году выступили:

  • министерство культуры Новосибирской области;
  • ГБУК НСО «Новосибирская областная юношеская библиотека»;
  • МКУК Ордынского района «Ордынская централизованная библиотечная система»;
  • НРОО «Гильдия молодых библиотекарей».

Мы благодарим всех, кто участвовал и активно способствовал организации и проведению Межрегиональной летней школы. Именно благодаря вам и вашей работе реализуются такие масштабные проекты!

Полный фотоотчет ждет вас в группе Гильдии молодых библиотекарей.

Участвуйте в программах Межрегиональной школы и повышайте профессиональное мастерство вместе с Новосибирской областной юношеской библиотекой. До встречи в следующем году!

Фотоотчет