17-03-2017

«Сказка ложь, да в ней намёк…» - так звучит всем известная присказка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Но так ли считает современная молодежь, пытались разобраться во время интерактивно-познавательной программы «Путешествие в волшебный мир сказки» сотрудники юношеской библиотеки. 3 марта в мероприятии приняли участие студенты 2 курса Новосибирского педагогического колледжа №1 им. А.С. Макаренко – будущие педагоги начальных классов. Программа проводилась в рамках проекта Новосибирской областной юношеской библиотеки «В поисках культурного кода России».

Начало мероприятия. Команды «Плюшки» и «Спящие царевны (слева направо).

Как и главные герои волшебных сказок, участники мероприятия должны были пройти три испытания. В нашем случае это была интеллектуальная игра, конкурс капитанов и дискуссия. Для выполнения этих заданий студенты разделились на три команды. Придумав название и девиз, выбрав капитана, участники ринулись проходить первое испытание.

В ходе интеллектуальной игры команды активно отгадывали загадки про сказочных героев, решали задания с ребусами, зашифрованными волшебными предметами, продолжали пословицы и поговорки и решали иные задачи. Параллельно участники погрузились в историю сказки, разобрались с её видами и определили, что такое волшебная сказка. Именно ей – волшебной сказке, было посвящено много времени при проведении первого испытания. Она фигурировала во всех заданиях, а между ними ведущий совместно с командами выводили законы волшебной сказки, начиная с главного – добро побеждает зло.

     

Первое испытание «Интеллектуальная игра». Команды «5 богатырей» и «Спящие царевны».

Во втором испытании – конкурсе капитанов – команды ждала любимая многими игра «Крокодил». Так как мероприятие носило сказочный характер, то и командам нужно было угадать сказочных героев русских народных и литературных сказок (в течение одной минуты с помощью пантомим). Не смотря на то, что задание с внешней стороны кажется очень легким, на деле оно оказалось трудновыполним. В среднем за отведенное время команды успевали отгадывать по 2-3 героя.

Конкурс капитанов, игра «Крокодил». На фото капитан команды «5 богатырей».

После того, как команды немножко расслабились и переключили свое внимание на другой вид деятельности, настало время третьего испытания – дискуссии. После небольшого экскурса в историю гонения сказки в России, начиная с 19 века, перед командами встал вопрос: «Есть мнение, что в связи с исторически сложившейся ситуацией в отношении сказки и её фантазийного сюжета, она не должна применяться в процессе воспитания современного российского ребенка. Да, нет, особое мнение». Всем участникам команд было предложено выбрать свою позицию в ответе на этот вопрос и дать аргументированный ответ. За каждый новый аргумент команде начислялся дополнительный балл. Участники всех трех команд разделились на 2 группы – противники этого утверждения и имеющие особое мнение.

Обсуждение было бурным, звучало много интересных аргументов, например:

«Ребёнок должен с малых лет знать, что такое добро, а что такое зло. Это знание дает усвоить сказка».

«Сказка играет важную роль в привитии любви к чтению. Детям интересно, сюжет развивает их фантазию. Сказка мотивирует научиться читать самому».

«Сказка позволяет проводить время с мамой с бабушкой, обсуждать с ними сюжет сказки, побыть вместе, поговорить».

«При всех плюсах сказки обязательно нужно учитывать, в каком возрасте какая сказка должна читаться ребёнку».

Дискуссия. Слева противники заданного утверждения, справа представители «особого мнения».

В целом, итоги дискуссии можно свести к следующим результатам:

  1. сказка нужна в процессе воспитания ребенка;
  2. важна роль взрослого, который находится рядом с ребенком, читает и объясняет смысл сказки;
  3. необходимо понимание, какую сказку в каком возрасте читать ребенку.

Такие выводы порадовали организаторов мероприятия, так как в них прозвучала надежда на сохранение русской культуры и русского духа, понимание ответственности и роли взрослого в передаче жизненного опыта ребенку через сказку, понимание возрастных особенностей при воспитании ребенка и при подборе ему соответствующей литературы для совместного чтения. Приятно знать, что будущие педагоги и родители осознают роль сказки в воспитании ребенка и понимают смысл фразы «Сказка ложь, да в ней намёк…».

По итогу игры победила команда «Плюшки», за что и была награждена диплом победителя. Все участники игры для восстановления потраченной энергии получили в награду по фирменной шоколадной медальке НОЮБ, а главной наградой для всех стало осознание важности роли сказки в воспитании подрастающих поколений.

Победители интерактивно-познавательной программы команда «Плюшки».

Общее фото участников и организаторов мероприятия.

Аналогичное мероприятие 14 марта, в День православной книги, прошло с участием студентов Новосибирского колледжа печати и информационных технологий. В состязании приняли участие 5 команд. Победителем игры стала команда «Волшебные удачники». Они с небольшим отрывом в 4 очка обошли команду «Феи». Перед награждением победителей игры дипломом, все участники интерактивно-интеллектуальной программы стали свидетелями передачи в фонд Новосибирской областной юношеской библиотеки книг от Новосибирской митрополии. Специально на мероприятие для выполнения ответственной миссии приехал руководитель молодёжного отдела Новосибирской епархии РПЦ отец Иоанн. Он поздравил участников игры с праздником, подчеркнул, что среди переданных в фонд более, чем 30 книг, можно найти не только книги о Боге, вере, но уникальные издания о Новосибирске и Бердске, изданные по благословлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, а также книги для молодёжи.

Книги, подаренные Новосибирской митрополией Участники игры из Колледжа печати и информационных технологий Руководитель молодёжного отдела Новосибирской епархии РПЦ отец Иоанн

Благодарим Епархию за значимый вклад в пополнение фонда нашей библиотеки и приглашаем всех желающих ознакомиться с подаренными изданиями.

Софья Кулакова

Фото в ВК: https://vk.com/album-5693391_242257007 (игра от 03.03)

https://vk.com/album-5693391_242670753 (игра от 14.03)

Приглашаем заинтересованных педагогов к проведению интерактивно-познавательной программы «Путешествие в волшебный мир сказки» для их учеников старших классов и студентов колледжей и вузов. По вопросам сотрудничества звонить 210-11-08 (отдел молодёжных программ).