..Где работать мне тогда? Чем заниматься?..
09-03-2013
26 февраля в Новосибирской областной юношеской библиотеке в рамках дня абитуриента прошёл тренинг "Образ профессии. Профессиональные предпочтения". Провела его психолог НОЮБ Алла Борисовна Кузнецова.
Участниками тренинга стали ребята из лицея "Ор Авнер". Скоро для каждого из них настанет время выбирать свой профессиональный путь. Поэтому так важно ещё раз прислушаться к себе, проанализировать свои склонности и оценить возможности. А после этого сделать верный выбор. Ведь удачно выбранная профессия - это одно из необходимых слагаемых счастливой жизни.
В начале тренинга каждый из ребят немного рассказал о себе, о том, чем хотелось бы заниматься, о своих способностях и о личных симпатиях и антипатиях к некоторым профессиям. Кто-то из будущих абитуриентов признался, что ненавидит офисную работу, потому что считает её очень скучной. А кое-кто из ребят выразил готовность попробовать себя в любом занятии, лишь бы оно приносило пользу и не было бессмысленным.
Затем настало время небольшой разминки для ума. Реализована она была в игре "Цепочка профессий". Её смысл в том, чтобы найти точки соприкосновения между двумя профессиями, иногда совершенно разными и несходными на первый взгляд. Вот вы, например, сможете ответить, чем похожи работа повара и металлурга? А наши участники тренинга очень быстро смогли найти ответ. :-)
Если прилагать усилия и развиваться, то в каждой профессии рано или поздно наступает звёздный час. В чём он может выражаться? Над этим вопросом А.Б. Кузнецова и предложила подумать участникам тренинга. В первую очередь они назвали материальные блага (премия, большая зарплата, получение прибыльной должности), а потом уже благодарность и уважение со стороны окружающих и творческую самореализацию в профессии. Психолог объяснила ребятам, что в работе следует видеть и ценить не только материальную, но и моральную сторону.
Как выглядит жизнь с двух разных точек зрения - честного труженика и бездельника, который просто просиживал время на работе? Двое участников тренинга попытались воплотить два этих образа. А все остальные ребята задавали им вопросы о том, как сложилась их жизнь и трудовая деятельность. Вначале в процессе обсуждения школьники высказали мнение, что лодырем быть проще - не приходится "напрягаться", однако, немного подумав, пришли к другому выводу: интерес к своей работе и искреннее стремление трудиться всё-таки лучше, потому что именно они приносят человеку настоящее моральное удовлетворение.
Алла Борисовна закончила тренинг известной притчей о кофейных чашках: "Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками. Одни были простые, другие - дорогие и красивые. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
- Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка.
А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе".
В конце тренинга прозвучал искренний совет от психолога: выбирать не ту работу, которая принесёт много денег или высокое положение, а в первую очередь ту, на которую захочется возвращаться каждый день и которая будет приносить радость.
Ольга Рахвалова,
библиотекарь отдела молодёжных программ